Основы просвещения родителей (законных представителей) детей в ДОО
Обновления в сфере дошкольного образования, связанные с новыми государственными стандартами, предъявляют повышенные требования к организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях, к личности педагога и заставляют искать нестандартные подходы в решении задач, встающих перед практикой дошкольного воспитания.
Под педагогическим просвещением родителей принято понимать повышение уровня их педагогической культуры, а также формирование запроса на педагогические услуги и обеспечение информацией по педагогическим проблемам.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В совместном воспитании детей есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий дошкольных учреждений и семьи.
Педагогу важно иметь определенные знания для оказания адресной помощи родителям детей по их запросам, умения сплотить, объединить взрослых и детей для совместной продуктивной деятельности, оказывать им посильную помощь и поддержку, предупреждать намечающиеся и разрешать возникающие конфликты.
Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.
Педагогическое просвещение родителей является действенным средством оказания помощи семьи в воспитании детей, т.к. родители просто не знают элементарных педагогических истин работы с детьми. Например, ребенок начинается резвиться: бегает, кричит, разбрасывает игрушки. Что же делают родители? Они начинают повышать голос, требуют, чтобы он прекратил. Но ребенок их не слушает, для него это игра. Если ребенок не прекращает, то родители начинают угрожать, а порой и берутся за ремень, т.е. стремятся воздействовать страхом. Но страх, это не выход из положения, а лишь подавление его деятельности.
Знание педагогики подсказало бы родителям, что в данной ситуации необходимо переключить ребенка на другой, более спокойный вид деятельности. К сожалению, на сегодняшний день подобные ситуации встречаются все чаще. Именно поэтому оказание помощи родителям в этом отношении важнейшая задача.
Накопление педагогических знаний родителей должно быть связано с развитием их педагогического мышления. Необходимо, чтобы вся информация носила предупреждающий характер, демонстрировала опыт, конкретные факты. Именно это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Просвещение родителей (законных представителей) воспитанников в дошкольном образовательном учреждении направлено на:
- формирование и коррекцию родительской позиции;
- развитие компетенций в сфере воспитания детей;
- получение знаний в области возрастной психологии и педагогики;
- повышение культурного и образовательного уровня в сфере участия в организации образования.
Задачи просвещения:
- познакомить родителей с основами педагогических, психологических и правовых знаний;
- обеспечить единство воспитательных воздействий дошкольной образовательной организации и семьи;
- оказать помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
- привлечь родителей к активному участию в образовательной деятельности;
- профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
- повышение уровня правовой культуры в области семейного права;
- пропаганду семейных традиций и ценностей российской семьи.
Вопросы содержания педагогического просвещения родителей не могут рассматриваться в отрыве от социального и образовательного контекста их жизни и жизни ребенка.
При отборе содержания необходимо учитывать, с одной стороны, такие характеристики семьи, как: тип семьи (полная, неполная, нуклеарная, расширенная), возраст родителей, их образовательный уровень и профессиональную принадлежность, социально-экономическое положение семьи, состоят ли родители в повторном браке, являются ли оба родителя родными, родовые и национальные традиции семьи, отношение к религии, тип взаимоотношений в семье и тип (стиль) семейного воспитания.
С другой стороны, не менее важно при отборе содержания образования родителей учитывать пол ребенка, возрастной этап развития ребенка, его физическое и психическое здоровье, наличие и характер нарушений в развитии ребенка, характер и причины девиантного поведения.
Таким образом, образовательный заказ разных семей будет иметь свою специфику. С учетом этой специфики и должна выстраиваться система педагогического просвещения родителей, которая включает разнообразные формы работы.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- доброжелательность при сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
- личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей (родителей (законных представителей), педагогов ДОО) и детей;
- учет этнокультурной ситуации развития детей;
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охрана и укрепление их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равноответственность родителей и педагогов.